Природный камень явление природы уникальное потому, что его красота или декоративные характеристики напрямую определяются физико-механическими свойствами. Текстура камня, его сложение определяются особенностями минералов, а также их расположением в породе рождают рисунок поверхности, слоистость, причудливость, линзы и вкрапления.
Текстуру определяют также нарушения целостности массива породы, Природа, словно резцом или кистью, выводит полосы рисунка на осадочных и метаморфических породах, выводит волнистый узор песчаников, известняков, мрамора. Богато декорирует полотно поверхности как картины, вкрапляя половинки раковин, богато присыпая его перламутром обломков. Ракушечник получается дорого убранным и таким красивым, что не оторвать глаз. Это в полной мере можно отнести к траверину. Украшенный ноздреватыми порами и кавернами разной величины траверин, выглядит изысканным и прекрасным.
Текстура камня определяет способы добычи и технологии обработки, от текстуры зависит размер нарезания плит или блоков, это имеет значение не только для строительных, но и для отделочных работ. К примеру, Казанский собор в Санкт-Петербурге является монументальным сооружением, и кажется творением, созданным в античные времена, именно благодаря уникальной текстуре пудожского известняка, который с давних лет добывают в местечке Пудость под Гатчиной. Это дивный камень под воздействием ветра, влаги, атмосферных капризов становится прочным как базальт, а выглядит так, будто его добывали много веков назад. Уникальность пудожского камня заключена ещё и в его пластичности. Известняк минерал мягкий, поэтому из него можно создавать любой сложности архитектурные узоры. Этими взмывающие в небо колоннами, этими вертикальными желобками на стволе колонны, которые называются каннелюры, от величия которых кружится голова, если смотреть вверх, невозможно налюбоваться. Величие и монументальность сооружению транслировано пудожским минералом, уникальностью его текстуры.
Аналогичную взаимосвязь текстуры камня с его физико-механическими и декоративными свойствами можно увидеть практически с любой точки Парижа. Это базилика Сакре-Кёр, которая кажется самым высоким сооружением столицы Франции. Великолепие и визуальный эффект высоты создаётся благодаря природному туфу, из которого и построена базилика и Храм Сердца Христова. С восходящими лучами солнца возникает эффект свечения, словно божественный свет наполняет святой храм и исходит из неё сквозь стены кажущиеся прозрачными. Созданная в конце 19-го века базилика Сакре-Кёр так волшебно хороша во многом, потому что построена их траверина. Это известковый туф, добывался он в каменоломнях под названием Шато-Ландон. В том месте существовали богатые минеральные углекислые источники, здесь и сформировались известковые отложения, обогащенные минералами карбоната кальция. Под давлением на протяжении веков известняк перерождается в траверин, а затем и в мрамор при тех же условиях. Таким образом, известняк из Шато-Ландон характеризуется как мрамор белых и жёлтых тонов. Талантливые зодчие использовали при строительстве неполированные блоки траверина, тёплые тона и шершавая фактура оказались эстетически более приемлемыми, чем холодный блеск полированного мрамора. Кроме того, при соприкосновении с водой этот интереснейший образец породы, созданный неуёмной фантазией матушки природы, покрывается необычным белым налётом, таким и образом укрепляя, добавляя ему прочности и совершенствуя красоту камня и сооружения в целом. Сакре-Кер называют божественной, ослепительной, неземной, благодаря уникальной текстуре природного минерала, которая способствует возникновению твёрдости и прочности гранита.
Интереснейшая текстура туфа и его физико-механические свойства создают необыкновенную декоративную направленность в архитектуре. Туф используют для зданий лаконичных форм. Красота и насыщенность цвета не приемлет дополнительной деталировки. Достаточно вспомнить радостную насыщенность красно-оранжевого цвета и живописную структуру туфа использованного в строительстве здании посольства Франции в Москве. Туф, несмотря на рыхлую пористую структуру долговечен, прочен и величественен. В городе на севере Эфиопии Лалибела из туфа вырубали монолитные христианские церкви, которые и в наши дни доказывают нетленность природного камня и его удивительные эстетические преимущества.